Телефоны в Москве: (495) 928 6863; (495) 648 6958; (495) 287 4552
 
Публикации    Наши заказчики    Отзывы    Контакты    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Совет Федерации
Кадастра
Роспатент Российский гуманитарный научный фонд

О роли и месте некоторых понятий при разработке теории таможенного права (С.И. Истомин)


 

            Таможенное законодательство содержит ряд понятий (таможенное дело, таможенное оформление, таможенные режимы, товар), которым придается системообразующее значение, в то же время содержание таких понятий либо не соответствует другим положениям рассматриваемого законодательства, либо вообще не раскрывается, что приводит к возникновению противоречий, которые оказывают влияние на состояние правового регулирования правоотношений в таможенной сфере.

            Содержание и место указанных понятий в настоящее время активно обсуждаются в связи с работой над проектом Таможенного кодекса таможенного союза, но необходимость рассмотрения их вызывается также постановкой задачи разработки на базе Российской таможенной академии теории таможенного права.

Совершенно правильно отмечается Чернышем А.Я. и Анисимовым Е.Г. в публикации «Концепция построения теории таможенного дела», что анализ существующих взглядов на таможенное дело свидетельствует, что, несмотря на его достаточно длительную историю, термин «таможенное дело» пока не получил однозначного толкования. В интересах формирования системной концепции построения теории таможенного дела, прежде всего, необходимо уточнить понятие «таможенное дело». На наш взгляд таможенное дело – это теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенную границу государства или коалиции государств, имеющих общую таможенную границу. Таможенное дело как практика представляет собой деятельность институтов государственной власти по регулированию перемещения товаров через таможенную границу в целях обеспечения национальной безопасности отдельного государства или коалиции государств, имеющих общую таможенную границу. Таможенное дело как теория является формой представления системы накопленных к определенному историческому моменту знаний о сущности, целях, задачах, законах, закономерностях, принципах и методах таможенного дела.

            Опять же нужно согласиться с приведенной позицией с точки зрения научного определения содержания рассматриваемого понятия, поскольку правовое содержание содержит противоречия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ТК РФ таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

            Федеральный закон от 8 декабря 2002 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под таможенно-тарифным регулированием рассматривает метод регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Запреты и ограничения, исходя из положений приведенного Федерального закона, представляют собой комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, с учетом состояния экономики, национальных интересов (для соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды; для обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.д.).

            Таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения как меры регулирования обеспечиваются своими методами и средствами. Таможенно-тарифное регулирование включает в себя ввозные и вывозные пошлины, запреты и ограничения – квотирование, лицензирование, разрешение, сертификация и т.д.

            Таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения обеспечиваются государством рядом средств, в том числе установлением административной, уголовной ответственности за соответствующие нарушения. Представляется, что включать указанные средства в «таможенное дело» оснований не имеется.

            Таможенное дело, как указано выше, представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, т.е. можно сделать вывод, что предполагается использование каких-то своих методов и средств, о которых в ТК РФ каких-либо положений не содержится. В этой связи возникает необходимость определения соотношения понятий «таможенное дело» и «таможенный контроль».

            В соответствии со статьей 3 ТК РФ таможенное законодательство регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Из приведенного следует, что таможенное дело имеет иное содержание, чем это определено пунктом 2 статьи 1 ТК РФ. Статья 3 ТК РФ определяет круг общественных отношений, которые регулируются таможенным правом, т.е. правоотношений. Правоотношение – это возникающая на основе юридических норм общественная связь между лицами, которая характеризуется наличием у них юридических прав и обязанностей. Таким образом, «таможенное дело» выступает как совокупность перечисленных выше правоотношений.

            Статья 1 ТК РФ определяет компетенцию государственных органов по руководству таможенным делом: общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральное министерство и федеральная служба, уполномоченные в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. Из положений приведенной статьи можно сделать вывод, что осуществление таможенного дела является прерогативой государственных органов, которые обеспечивают соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

            Глава 3 ТК РФ содержит положения, регулирующие деятельность в области таможенного дела, которую осуществляют таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и таможенных складов и таможенные брокеры. В связи с этим возникает вопрос: каким образом перечисленные лица осуществляют свою деятельность с точки зрения «совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений»?

            Глава 11 ТК РФ, содержащая нормы об условиях деятельности таможенного перевозчика, включена в раздел II «Таможенные процедуры» и далее в подраздел 1 «Таможенное оформление», таким образом, деятельность таможенного перевозчика в определенной степени связывается с выполнением таможенных процедур и таможенного оформления, хотя указанные положения регулируют общие условия деятельности указанного лица: национальная принадлежность, включение в Реестр таможенных перевозчиков, регионы деятельности и т.д.

            Указанная глава рассматривает также порядок рассмотрения заявления о включении в Реестр таможенных перевозчиков, содержание, срок действия и основания отзыва свидетельства о включении в Реестр, обязанности таможенного перевозчика.

            В соответствии со статьей 93 ТК РФ таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях установленных ТК РФ, т.е. из характера деятельности таможенного перевозчика не вытекает, что данное лицо обеспечивает «совокупность методов и средств соблюдения таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений», т.е. не прослеживается связь с осуществлением «таможенного дела».

            Об этом не свидетельствуют и обязанности таможенного перевозчика, перечисленные в статье 97 ТК РФ:

1)       соблюдать условия и требования, установленные ТК РФ в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;

2)       вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;

3)       уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 ТК РФ;

4)       соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.

            Такое же положение в отношении владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных брокеров. Из содержания глав 12 «Временное хранение товаров», 15 «Таможенный брокер (представитель)», §5 главы 19 «Таможенный склад» не следует, что указанные лица используют в своей деятельности «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений».

            Деятельность перечисленных лиц направлена на оказание услуг лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, с соблюдением условий, установленных таможенным законодательством.

            Вызывает вопросы не только содержание «таможенного дела», но и место данного понятия в ТК РФ, поскольку в последующих положениях, кроме статьи 1, его содержательная часть не находит своего отражения.

            Следует отметить, что понятие «таможенное дело» содержалось в ТК РФ в редакции 1993 г., в соответствии со статьей 1 таможенное дело составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таким образом, содержание данного понятия претерпело существенное изменение.

            Возникает необходимость рассмотрения содержания «таможенного дела» во взаимодействии с понятием «таможенный контроль», который определяется в статье 11 ТК РФ как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

            В соответствии со статьей 403 ТК РФ одной из функций таможенных органов является обеспечение соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Следовательно, обеспечение соблюдения запретов и ограничений можно рассматривать как составную часть таможенного контроля, который использует какие-то свои методы и средства для обеспечения исполнения названной функции. В таком случае чем они отличаются от средств и методов, используемых «таможенным делом», а может быть они совпадают?

            Другим понятием, связываемое с «таможенным делом», «таможенным контролем», является «таможенное оформление», с которым также необходимо определиться.

            Понятие «таможенное оформление» впервые нашло свое отражение в Таможенном кодексе СССР в редакции 1991 г. в разделе V без законодательного определения данного понятия, более того операции по таможенному оформлению должностные лица таможенных органов проводили в целях обеспечения таможенного контроля перемещения через границу товаров и иных предметов (статья 45), т.е. таможенному оформлению не придавалось самостоятельного значения.

            В соответствии с ТК РФ в редакции 1993 года таможенное оформление – это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима (статья 18, подпункт 15).

            В то же время последующие нормы, содержавшиеся в ТК РФ (1993 г.) придавали таможенному оформлению более широкий характер. Таможенному оформлению посвящался раздел IV, в который входили глава 21, содержавшая общие положения о таможенном оформлении, глава 22, рассматривавшая предварительные операции, глава 23 (временное хранение), глава 24 (таможенный брокер), глава 25 (таможенный перевозчик), глава 26 (декларирование).

            ТК РФ в редакции 2003 г. широко использует понятие «таможенное оформление» без раскрытия его содержания, придавая ему самостоятельное значение, при чем «таможенное оформление» по существу подменяет таможенный контроль, осуществление которого вызывает необходимость совершения действий, вызывающих возникновение таможенных правоотношений. Так, в соответствии со статьей 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

            Такая неопределенность отразилась в подходах к определению таможенного оформления со стороны авторов, исследовавших данное правовое явление. Существующие точки зрения по поводу содержания таможенного оформления не дают однозначного определения рассматриваемого понятия, которое занимает свое место в регулировании отношений, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

            Нормативно-правовая база, правоприменительная практика, связанные с таможенным оформлением, позиции ряда авторов позволяет сделать вывод, что таможенное оформление представляет собой совокупность действий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и таможенных органов по поводу такого перемещения и порядок их совершения/

            Если рассматривать таможенное оформление как совокупность всех действий, которые совершаются заинтересованными лицами и таможенными органами в процессе перемещения товаров через таможенную границу, то к таким действиям следует отнести, например, передачу в таможенный орган лицензии для регистрации; подачу заявления для получения разрешения на переработку; обращение в таможенный орган для получения разрешения на перегрузку, выгрузку, погрузку, иные грузовые операции с товарами, перевозимыми по правилам внутреннего таможенного транзита; сообщение в таможенный орган об аварии, обстоятельствах непреодолимой силы и т.д. Рассматриваемые действия вряд ли можно отнести к таможенному оформлению. На практике таможенное оформление связывается с подачей грузовой таможенной декларации, когда определяется правовое положение товаров. Такой вывод вытекает также из анализа положений, содержащихся в статье 357.6 ТК РФ, устанавливающей сроки уплаты таможенных сборов. Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей

   При рассмотрении понятия «таможенное оформление» как всех действий, которые надлежит выполнить в соответствии с ТК РФ, следует обратить внимание на такие понятия, как ввоз и вывоз товаров. ТК РФ рассматривает ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации как фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;

Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;

            Как видно из приведенных определений, как ввоз, так и вывоз включает в себя все действия, предусмотренные ТК РФ с товарами и транспортными средствами международной перевозки, т.е. ввоз и вывоз представляют собой «таможенное оформление». Если это не совпадающие понятия, как и должно быть, то в чем заключается их различие? С другой стороны, осуществлены действия по ввозу, например, пересечена таможенная граница и товар находится на таможенной территории, но не выполнены «все последующие действия», то в таком случае можно прийти к выводу, что отсутствует ввоз.

            При определении «таможенного оформления» как каких-то действий необходимо иметь в виду понятие «таможенные операции», которые представляют собой отдельные действия, совершаемые лицами и таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (статья 11 ТК РФ), т.е. такие действия совершаются при совершении каких-то других действий, образующих «таможенное оформление».

            Какова взаимосвязь «таможенного оформления и «таможенного контроля»? Содержание «таможенного оформления» в законе не раскрывается, «таможенный контроль» определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (статья 11 ТК РФ).

            Характер любого вида контроля, включая таможенный, имеет активную направленность и осуществляется действиями, например, прием и проверка декларации, проведение осмотра и досмотра, проверка документов и т.д. Как уже указывалось выше, «таможенное оформление» это действия, которые совершаются таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства. «Таможенный контроль» также складывается из действий, тогда чем отличаются контрольные действия от действий, совершаемых при «таможенном оформлении»? Тем более что действия, связанные с контролем, выполняются в рамках таможенных процедур. Может ли «таможенное оформление» существовать самостоятельно без «таможенного контроля» и наоборот? Все действия, которые выполняются при перемещении товаров и транспортных средств вызываются проведением «таможенного контроля», представляется, что «таможенное оформление» в сложившемся понимании дублирует «таможенный контроль».

            Несмотря на то, что ТК РФ не определяет понятие «таможенное оформление», тем не менее, таможенному оформлению выделяется самостоятельное место в разделе II «Таможенные процедуры» в подразделе 1 «Таможенное оформление». Данный подраздел содержит несколько глав и начинается с главы 8 «Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению», далее следуют главы: 9 (Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации), 10 (Внутренний таможенный транзит), 11 (Таможенный перевозчик), 12 (Временное хранение товаров), 13 (Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации), 14 (Декларирование товаров), 15 (Таможенный брокер), 16 (Выпуск товаров).

            Такая структура подраздела 1 приводит к заключению, что только перечисленные главы относятся непосредственно к таможенному оформлению, другие подразделы имеют самостоятельное содержание.

            Если таможенное оформление рассматривать как совокупность действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств, возникает вопрос о включении в подраздел 1 таких глав как «Таможенный перевозчик», «Таможенный брокер». Нормы, содержащиеся в главе «Таможенный перевозчик», регулируют отношения, связанные с предпринимательской деятельностью указанного перевозчика: лица, которые могут выступать в качестве перевозчика, характер отношений между перевозчиком и отправителями товаров либо экспедиторами; условия включения в Реестр таможенных перевозчиков, порядок подачи заявления о включении в Реестр, его содержание; свидетельство о включении в Реестр; обязанности таможенного перевозчика; отзыв свидетельства о включении в Реестр.

            Нормы главы 15 регулируют отношения, связанные с деятельностью таможенного брокера (представителя): требования к лицам, которые могут выступать в качестве таможенного брокера, условия включения в Реестр таможенных брокеров и т.д.

            Перечисленные нормы с учетом их содержания вряд ли можно отнести к производству таможенного оформления, как совокупности действий, подлежащих выполнению в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, вызывающих возникновение в связи с этим правоотношений. Таможенный перевозчик и таможенный брокер могут выступать в качестве субъектов правоотношений по перемещению товаров и других действий после того, как приобретут статус перевозчика или брокера в соответствии с нормами, содержащимися в главах 11 и 15 ТК РФ. Таким образом, правоотношения, связанные с приобретением статуса перевозчика или брокера, возникают не в связи с перемещением товаров через таможенную границу, они носят самостоятельный характер, имеющий цель организовать определенную деятельность. С включением в реестры лица становятся субъектами права, но это не значит, что они могут стать субъектами правоотношений по таможенному оформлению.

            Представляется, что данные главы необоснованно включены в главу 8, содержащую основные положения, относящиеся к таможенному оформлению.

            В «Вестнике Российской таможенной академии» (2009 г., № 3) в своей публикации В.В.Миронов приходит к следующему выводу: проанализировав подраздел I «Таможенное оформление» раздела II «Таможенные процедуры» ТК РФ, мы пришли к выводу, что он структурирован не очень удачно. Представляется, что статьи главы 11 «Таможенный перевозчик, главы 13 ТК РФ, регламентирующие деятельность владельцев складов временного хранения, следовало включить в главу 3 «Деятельность в области таможенного дела» раздела I «Общие положения». Здесь же целесообразно поместить и статьи главы 15, посвященные таможенным брокерам. Они регламентируют условия включения российских юридических лиц в Реестр таможенных брокеров, права, обязанности и ответственность таможенного брокера, требования, предъявляемые к специалистам по таможенному оформлению.

            С такой позицией вряд ли можно согласиться, поскольку «таможенное дело», как уже указывалось, имеет иное содержание.

            Что представляют по своему содержанию нормы, относящиеся к основным положениям, регулирующим таможенное оформление? Данные нормы регулируют порядок производства таможенного оформления, т.е. процедуру или процесс.

            В главу 8 включены нормы, регулирующие порядок производства таможенного оформления (статья 59), начало и завершение таможенного оформления (статья 60), разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций (статья 61), место и время производства таможенного оформления товаров (статья 62), документы и сведения, необходимые для таможенного оформления (статья 63), таможенные сборы за таможенное оформление (63.1), присутствие заинтересованных лиц и их представителей для производства таможенного оформления (статья 64), язык, на котором производится таможенное оформление (статья 65), таможенное оформление и контроль иных государственных органов (статья 66), первоочередной порядок таможенного оформления (статья 67), специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц (статья 68).

            Таким образом, рассмотренные нормы по своему содержанию более относятся к процессуальным нормам.

            Классификация норм, содержащихся в главе 8 на материальные и процессуальные должна отразиться на содержании понятия «таможенное оформление», которое можно определить как совокупность процессуальных норм, регулирующих общий порядок выполнения таможенных операций. Следовательно, таможенное оформление представляет собой совокупность действий процессуального характера, предусмотренных общим порядком выполнения таможенных операций.

            Если исходить из места таможенного оформления в структуре ТК РФ, то следует определить отношение таможенного оформления к таможенным процедурам. Представляет интерес то, что таможенное оформление входит в подраздел 1 раздела II «Таможенные процедуры». В рассматриваемом подразделе содержатся не все процедуры, предусмотренные ТК РФ, так, таможенные режимы, которые также определяются как таможенные процедуры, перечислены в самостоятельном подразделе 2, специальные таможенные процедуры – подразделе 3.

            Исходя из положения в ТК РФ (раздел II «Таможенные процедуры») таможенное оформление это процедура, но содержание процедуры, которое раскрывается в статье 11 ТК РФ, совершенно иное, т.е. совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Содержание положений главы 8 ТК РФ не подходит к понятию «процедура» с точки зрения определения правового статуса товаров и транспортных средств.

            Таможенный режим рассматривается как таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки, а также статус товаров и транспортных средств международной перевозки для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории либо за ее пределами.

            В чем заключаются различия указанных двух таможенных процедур? Как следует из определений рассматриваемых процедур, и та и другая устанавливает правовое положение товаров и транспортных средств. Таможенный режим дополнительно включает в себя требования и условия в отношении таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, но данные требования и условия характерны и для других таможенных процедур. Так, таможенный транзит – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (статья 188 проекта). Следует отметить, что временное хранение товаров – хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных ТК, происходит без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений.

            В ТК РФ приведена классификация режимов: основные таможенные режимы; экономические режимы; завершающие режимы и специальные режимы, но значение такой классификации и ее цель в последующих положениях проекта не раскрывается.

            В научной литературе уже указывалось на опыте ТК РФ, что «при избрании данного наименования (основные таможенные режимы – прим. автора) законодатель, вероятно, учел наибольшую распространенность этой группы таможенных режимов, Несовершенство данного наименования, на наш взгляд, состоит в том, что по правилам дихотомического деления при этом необходимо было выделить и «частные таможенные режимы».

            «Несколько видов таможенных режимов (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) законодателем впервые объединены в группу завершающих таможенных режимов. На наш взгляд, такой термин является условным и с позиции формальной логики – несовершенным. В юридической литературе на это обстоятельство не обращается внимание и, что является более важным, отсутствует правовое обоснование использования в таможенном законодательстве термина «завершающие таможенные режимы».

            Выделение некоторых режимов в категорию экономических не свидетельствует об отсутствии такого признака в характеристике других режимов, поскольку все они имеют экономическое значение. Очевидно, что появление режимов вызвано хозяйственной практикой.

            Классификация режимов в приведенном виде не исключает других ее вариантов, например, ряд режимов отвечает интересам торговли (таможенный склад, беспошлинная торговля), промышленности (режимы переработки). Возможна классификация, в основе которой может быть освобождение от уплаты таможенной пошлины, налогов и т.д.

            Следует отметить, что вопросы, связанные с использованием понятий «таможенное оформление», «таможенные режимы» достаточно широко обсуждались в литературе, поскольку Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур не содержит таких понятий. Введение их в ТК РФ не упрощает, а делает более сложным для понимания и применения его положений.

            В публикациях по проблемам таможенного права отмечалось, что «понятия таможенные процедуры, таможенные режимы сформулированы таким сложным образом, что они явно не соответствуют требованию простоты и ясности изложения, которые также как и в Киотской конвенции зафиксированы в ТК РФ», с чем приходится согласиться.

            ТК РФ содержит такое понятие как товар, но данное понятие характерно для торгового оборота, в то же время перемещение каких-либо предметов может происходить в пассажиропотоке, где вряд ли применимо такое понятие, поскольку в общеупотребительном смысле товар нечто другое, чем личные вещи, которые перемещаются физическими лицами для удовлетворения своих личных потребностей.

            Разработка теории таможенного права имеет важное значение для дальнейшей работы по совершенствованию таможенного законодательства. Необходимо отметить, что разработка ТК в предыдущих редакциях проходила в условиях отсутствия серьезной теоретической базы.

            Представляется, что при разработке концепции построения теории таможенного дела следует использовать практику, как положительную, так и отрицательную, сложившуюся в течение последних 15 лет, которая дает ответы на вопросы о структуре теории, в основе которой должны находиться такие понятия, как «таможенные операции», «таможенные процедуры», «таможенный контроль», «декларирование».

 

 

Использованные источники:

Словарь таможенных терминов / Под общ. ред. Н.М. Блинова. М.: РИО РТА ГТК РФ. 1994.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов: М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.

Основы таможенного дела / Под общ. ред. В.Г. Драганова. М.: «Экономика», 1998.

Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе. М.: издательская группа ИНФРА. М – НОРМА, 1997.

Таможенное право. Курс лекций. / Под ред. В.Г. Драганова. М.: «Экономика», 1999. Т.2.

Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Н.Э.Буваева «К вопросу о гармонизации правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации» // Право и государство: теория и практика, 2007 г., № 6 (30).

Таможенное право: учебник / [Гравина А.А. и др.]; отв.ред. А.Ф. Ноздрачев. – М.: Волтерс Клувер, 2007.

Таможенное право России: Учебник / Ответ. Ред. Н.И. Химичева. – М.: Юрист, 2003.

А.Я.Черныш, Е.Г.Анисимов «Концепция построения теории таможенного дела». // Вестник Российской таможенной академии. 2009, № 3.

В.В.Миронов «О некоторых аспектах правового регулирования таможенного оформления и таможенного контроля». // Вестник Российской таможенной академии. 2009, № 3.

 

 

Истомин С.И.,

кандидат юридических наук

 

 

 





L 2005 АНО "Центр правовых исследований и развития законодательства"
All Rights Reserved E-mail: mail@centrlaw.ru
Все права защищены ©
Сайт создан компанией Big Apple