Телефоны в Москве: (495) 928 6863; (495) 648 6958; (495) 287 4552
 
Публикации    Наши заказчики    Отзывы    Контакты    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
• Правовое сопровождение корпоративной деятельности •
• Интеллектуальная собственность •
 Юридическое сопровождение избирательных кампаний 
 
 

Совет Федерации
Кадастра
Роспатент Российский гуманитарный научный фонд

Юридическое сопровождение избирательных кампаний


 
Избирательное законодательство России, а вместе с ним и избирательная система в целом, за последние десять лет претерпели значительные изменения. Более того, законодательные органы и на федеральном уровне, и в субъектах приняли за правило вносить изменения в законодательство о выборах непосредственно перед их назначением. Такая нестабильная правовая ситуация существенно отражается на планировании избирательных кампаний, мешает формированию устойчивой правоприменительной практики в данной области, затрудняет работу избирательных комиссий, а в некоторых случаях умаляет конституционные права граждан избирать и быть избранными.
 
  

Известно, что практически ни одни выборы, особенно на муниципальном уровне, не проходят без фальсификации. В этой связи, надежная юридическая защита рассматривается политтехнологами как наиболее эффективное средство достижения политических целей.

Специалисты Центра имеют обширный практический опыт правового сопровождения избирательных кампаний различного уровня, не аффилированы с какими-либо политическими объединениями и готовы оказать эффективную правовую помощь в жестких условиях политической борьбы.

 
  

    

 Какой юрист Вам нужен?

 
Избирательное законодательство России представляет собой сложнейший механизм правовых норм из конституционной, административной, гражданской, гражданской процессуальной, уголовной, финансовой и других правовых отраслей. Комплексный характер отраслевого регулирования избирательных отношений предъявляет высокие требования к профессиональной квалификации юристов, работающих в этой области.
Данное обстоятельство, а также многофункциональность юридического сегмента в ходе избирательной кампании позволяет нам выделить несколько юридических «специальностей», потребность в которых очевидна для людей, хотя бы раз участвовавших в выборах.
 
 
 

1. Основные юристы избирательно штаба («штабные юристы») – специалисты, на плечи которых ложится основная техническая работа по проверке подписных листов, агитационных печатных материалов, публикаций в СМИ, финансовой документации, и др. документов.

В  зависимости от уровня выборов количество штабных юристов может меняться. Как показывает практика, на выборах уровня субъекта федерации целесообразно иметь не менее трех таких специалистов, функционально разделив между ними обязанности следующим образом:

а) проверка материалов СМИ и публикаций для СМИ своих кандидатов, договорная работа со СМИ региона;

б) контроль финансовых операций кандидата и уполномоченного по финансовым вопросам (на эту позицию, как правило, кандидат ставит своих близких и доверенных людей, и последние не всегда соответствуют этой должности), ведение всей договорной работы;

в) контроль за организационно-массовыми мероприятиями, агитационно-печатными материалами, координация действий юристов ТИКов; координация действий мобильных групп в день голосования.

2. Юристы – «нападающие», т.е. специалисты «жалобного» дела, не дающие штабам оппонентов, а заодно и избирательным комиссиям продыху, не упускающие ни одного «косяка» политических противников, при необходимости создающие на ровном месте конфликт, а следовательно, информационный повод. Такие юристы, как правило, публичны и занимают должность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

3. Адвокаты – в избирательной кампании юристы, представляющие интересы кандидата в суде и прокуратуре. На нашей памяти нет ни одной избирательной кампании, которая бы прошла без судебных тяжб. Как выразился, в свое время, руководитель одного из известных PR-агентств, «лучше выигрывать с судами, чем проигрывать без судов».

Полагаем, что адвокатов целесообразно нанимать из местных коллегий, поскольку эти люди досконально знакомы с нюансами деятельности судебных и следственных органов в регионе.

4. Редкие выборы в нашей стране проходят без участия и интересов федерального центра, где юридическая поддержка, часто, необходима. Юристы – «федералы» это специалисты из столичного региона, решающие многочисленные вопросы в федеральных органах власти, ЦИКе, федеральных СМИ, а также направляющие жалобы во всевозможные контрольные, надзорные, административные федеральные органы.

5. Руководитель юридической группы – человек, искушенный в избирательном праве, имеющий значительный опыт работы в избирательных кампаниях, способный создать из своих коллег боеспособный коллектив эффективно руководить им. За этим человеком последнее слово во всех вопросах, касающихся юридической стороны кампании, он главный консультант менеджера и руководителя избирательного штаба.

 

Получается довольно внушительное юридическое подразделение, однако некоторые функции могут быть перераспределены между меньшим числом специалистов. В конце-концов возможно попытаться всю избирательную кампанию обеспечить силами одного юриста, на которого возложить все вышеперечисленные функции. Впрочем, нам этого никогда не удавалось.

 
Способы фальсификации выборов
 

Необходимость привлечения к работе в ходе избирательной кампании квалифицированных юристов обусловлена, помимо всего прочего, особенностями российского избирательного процесса. Те, кто в той или иной роли принимал в нем участие, знают, что не всегда выборы бывают честными и их результаты могут быть сфальсифицированы.

      
 
 
На наш взгляд, честные выборы в России закончились в эпоху либеральных 90-х годов. Господствующее в современных властных кругах убеждение, что  выборы слишком серьезное дело, чтобы доверять их народу, привело к тому, что угроза “вброса” обсуждается в ходе каждой избирательной кампании, проводимой на территории постсоветской России.

Под фальсификацией понимают умышленное искажение результатов голосования путем манипуляций с избирательными документами, либо путем преднамеренного изменения свободного волеизъявления граждан.

Видов фальсификации великое множество и от кампании к кампании появляются новые способы одурачивания избирателя. В связи с этим, не претендуя на исчерпывающую полноту списка, переведем некоторые из них:

 

1. “Запрограммированный бюллетень” – один из самых распространенных способов фальсификации осуществляется задолго до проведения голосования. Состоит в том, что в бюллетень для голосования данные о кандидате (партии) вносятся либо особым оттенком типографской краски (в этом случае можно свалить всю вину на работников типографии), либо размещаются на место среди остальных кандидатов, наиболее выгодное, с точки зрения заинтересованного лица (при проведении жеребьевки мест в избирательном бюллетене партии власти, как правило, “случайно” выпадает первый номер).

 

2. Разновидностью типографического способа фальсификации является изготовление бюллетеней с браком. В квадрате напротив нужной фамилии такого бюллетеня печатным способом вносится незначительная отметка (жирная точка, линия и т.п.). При сортировке такие бюллетени, при наличии в них отметок, сделанных избирателями в других квадратах, могут быть признаны недействительными.

 

3. Изготовление дополнительного тиража бюллетеней, наверное, самый сложный и, в то же время, распространенный способ фальсификации. Результат в данном случае обеспечивается слаженным действием организованной группы лиц: начиная от работников типографии и заканчивая председателями УИКов.

Известен случай, когда “вброс” таких бюллетеней произошел после окончания голосования в период их сортировки. В помещении участковой избирательно комиссии, ее председатель (директор школы, уважаемая женщина с незапятнанной репутацией) в присутствии остальных членов комиссии, наблюдателей достала пачку спрятанных у нее под юбкой бюллетеней, и присовокупила их к бюллетеням, извлеченным из урны. Все раскрыли рты, но сделать ничего не смогли, т.к. при подсчете все сошлось до последнего голоса.

С помощью дополнительного тиража бюллетеней происходит голосование на выборах так называемых “мертвых душ”, заболевших или временно выбывших избирателей, которые не исключаются из списка избирателей и не отмечаются в нем как отсутствующие.

 

4. Очень распространены манипуляции с протоколами голосования. После окончания подсчета голосов копии протоколов выдаются наблюдателям, а после их убытия из избирательного участка составляется новый протокол, в который вносятся нужные цифры, а бюллетени добавляются в пачки. Последующий пересчет голосов по требованию кого-либо из кандидатов подтвердит соответствие данных нового протокола, а первоначальный признают ошибочно выданным.

 

5. Основная масса фальсификаций происходит в участковых избирательных комиссиях при проведении голосования. Здесь используются:

- переносные урны для голосования при проведении голосования вне избирательного участка. Пара членов УИКа, прихватив такую урну, устраивает “чес” по всем известным им адресам. При этом, естественно, ведется агитация, и голосуют как избиратели, так и за избирателей. В подобные выезды наблюдатели предусмотрительно не берутся (например, в связи с отсутствием мест в автомобиле) или вообще об этом не уведомляются.

- предварительное голосование, в ходе которого, используя ослабленный контроль со стороны кандидатов, списки проголосовавших досрочно пополняются избирателями из других округов;

- “перекладывание” бюллетеней, которое происходит на этапе подсчета голосов при ослабленном внимании наблюдателей. Бюллетени проголосовавших за одного кандидата, с помощью манипуляции перемещаются в стопку с бюллетенями нужного кандидата, после чего осуществляется подсчет голосов;

- “волшебная” урна для голосования, в которую, используя слабую подготовку наблюдателей, до начала голосования вкладываются заполненные бюллетени.

 

6. Организация фальсификаций с использованием преимущества должностного положения кандидатами от власти (или крупного бизнеса) происходит даже в тех регионах, руководители которых достаточно популярные у избирателей личности.

Такие кандидаты не воздерживаются от использования административного воздействия на всех подчиненных и зависимых от них людей.

Их излюбленным способом фальсификации волеизъявления избирателей является выстраивание “под ружье” всех государственных или муниципальных служащих, которые, в свою очередь, делают то же самое со входящими в сферу их деятельности людьми (заключенными, больными, родителями школьников и т.д.).

Использование административного ресурса позволяет привлекать к голосованию массы временно пребывающих в регионе людей (студентов, рабочих – вахтовиков, военнослужащих), а организация массового подвоза избирателей к участкам, с привлечением муниципальных автоколонн, обеспечивает высокую явку избирателей. Кроме того, широко используется такой инструмент, как открепительное удостоверение, незаконными тиражами которых снабжаются  мобильные группы, в течение дня голосования объезжающие несколько участков.

Известны случаи использования бюджетных денег для подкупа избирателей путем организации концертов артистов, проведения праздников с бесплатной раздачей подарков от администрации, выплаты премий и иных “награждений” избирателей.

Кроме названых способов фальсификации волеизъявления избирателей можно упомянуть и пресловутую “карусель” (покупка чистых бюллетеней на выходе из участков), “зомбирование” избирателей через СМИ, и даже отмена результатов голосования на некоторых участках.
 

Вместе с тем, не смотря на множество способов нарушения закона при голосовании, мы убеждены в том, что кандидат, обладающий информацией о механизме фальсификации, понимающий ситуацию на избирательных участках и располагающий командой квалифицированных помощников в состоянии создать достаточно эффективный механизм преодоления «вброса».

  
 
Специфика защиты избирательных прав
 
Защита избирательных прав осуществляется, как правило, двумя способами: путем обжалования нарушений избирательных прав в суд, либо в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию. При этом предварительное обращение в вышестоящие избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд (п. 8 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...»). Таким образом, заявитель вправе самостоятельно определять, какой механизм защиты избирательных прав ему целесообразно использовать. Вместе с тем следует иметь в виду, что судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Решение, принятое по жалобе вышестоящей избирательной комиссией, может быть обжаловано в суд. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.
 
  

В суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также избирательных комиссий и их должностных лиц (п. 1 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...»).

С жалобами на нарушения избирательных прав граждан в суд могут обращаться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» оговаривается также особый порядок обращения в суд с жалобой на наиболее серьезные нарушения избирательных прав граждан: в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу (п. 10 ст. 75 Федерального закона).

Заявления на нарушения избирательных прав рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Согласно статье 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и федеральными законами.

 

Особенностью рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательными комиссиями является то, что эта процедура является менее формальной, чем процесс рассмотрения соответствующих заявлений в суде. В частности, в законодательстве подробно не регламентированы права и обязанности лиц, принимающих участие в заседании комиссии, не определена процедура оповещения заинтересованных лиц о заседании комиссии. Отдельные положения об этом могут содержаться в регламентах, принимаемых избирательными комиссиями. Однако на практике многие процедурные вопросы остаются недостаточно четко решенными, что создает определенные сложности для заинтересованных сторон.

При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются) (п. 12 ст. 75).

Для предварительного рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательные комиссии создают рабочие группы. Положения об этих рабочих группах утверждаются избирательными комиссиями, при которых данные группы создаются. Решения рабочих групп носят сугубо рекомендательный характер.

  
 
Основные этапы юридического сопровождения
избирательной кампании
 
I. Подготовительный этап.
 

1. Анализ действующего избирательного законодательства субъекта РФ, а также судебной практики судов соответствующих уровней;

2. Исследование деятельности существующих в данном регионе правоохранительных органов, СМИ, отдельных чиновников и представителей бизнеса на предмет выявление их аффилированности с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления;

3. Исследование деятельности, структуры и нормативных актов, а также взаимоотношений между государственными органами власти субъекта и муниципальными органами власти;

4. Разработка модели построения юридической группы, тактики ведения правового сопровождения избирательной кампании, приемов и способов юридического воздействия на политических оппонентов, тактики работы с правоохранительными и административными органами. Организационное консультирование по созданию и функционированию избирательного штаба и системы региональных штабов.

 
 
     

 

 

   
II. Сопровождение процедуры выдвижения и регистрации кандидата.
 

1. Сбор и исследование документов кандидата (избирательного объединения), подготовка на их основе пакета документов для выдвижения и регистрации кандидата (избирательного объединения) и направление его в соответствующую избирательную комиссию;

2. Работа в избирательной комиссии в процессе выдвижения и регистрация кандидата;

3. Подготовка документов для открытия и ведения специального избирательного счета кандидата.

4. Обеспечение правового сопровождения на этапе сбора подписей в поддержку кандидата (разработка образца подписного листа, правовые консультации сборщиков подписей и пр.).

 
 
III. Правовое сопровождение агитационного этапа избирательной кампании.
 

1. Индивидуальное консультирование кандидата по вопросам избирательного законодательства, обозначение и проработка практических вопросов реализации избирательных прав кандидата, меры ответственности за нарушение избирательного законодательства, подготовка к встречам с избирателями, телевизионным выступлениям;

2. Правовое консультирование PR-технологов по вопросам действующего законодательства в социальной сфере, сфере государственного и муниципального управления, жилищного, бюджетного законодательства и т.п.;

3. Организация договорного обеспечения агитационной деятельности кампании. Анализ печатного агитационного материала, подготовка необходимой документации для начала распространения печатных материалов кандидата. Анализ правовой корректности агитационной деятельности оппонентов.

4. Разработка методических материалов для агитаторов, наблюдателей, членов соответствующих избирательных комиссии с правом совещательного голоса;

5. Организация и проведение тренингов с агитаторами, наблюдателями, членами участковых, территориальных избирательных комиссии с правом совещательного голоса.

6. Подготовка необходимого пакета документов для назначения наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в день голосования в соответствующие избирательные комиссии.

 
 
   

IV. Правовая работа в день голосования.

 

1. Подготовка методических пособий для наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

2. Организация мобильных групп ко дню голосования.

3. Опротестование либо правовая защита итогов голосования, результатов выборов в случае их обжалования оппонентами после дня голосования.

4. Защита избирательных прав кандидата при рассмотрении избирательных споров судами всех уровней, включая Верховный Суд РФ.

5. Защита чести, достоинства и деловой репутации кандидата, доверенных лиц, деловой репутации организаций, возглавляемых кандидатом, доверенными лицами.

6. Формирование доказательной базы по нарушениям законодательства о выборах, попыткам фальсификации итогов голосования, подготовка жалоб и заявлений в соответствующие избирательные комиссии, суды.

 
 
Судебная практика
с участием наших
специалистов              
                                                           
 

 





L 2005 АНО "Центр правовых исследований и развития законодательства"
All Rights Reserved E-mail: mail@centrlaw.ru
Все права защищены ©
Сайт создан компанией Big Apple