Телефоны в Москве: (495) 928 6863; (495) 648 6958; (495) 287 4552
 
Публикации    Наши заказчики    Отзывы    Контакты    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Совет Федерации
Кадастра
Роспатент Российский гуманитарный научный фонд

Правовое заключение на предмет определения сходства товарного знака с обозначениями, нанесёнными на образец обуви


ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Специалисты Центра правовых исследований и развития законодательства, Клейман Александр Маркович и Апарина Татьяна Викторовна (см. Сведения о  специалистах), на основании технического задания Центра и обращения ООО «Компания С.А.И.», провели комиссионное нормативно-правовое исследование и сравнительно-правовой анализ товарных знаков № 426 376 и №730 835, принадлежащих компании «Адидас АГ» на предмет отпределения их сходства до степени смешения с товарным знаком Заказчика и иными обозначениями, нанесенными на предоставленный для исследования образец спортивной обуви.

Для исследования и подготовки правового заключения специалистам предоставлены следующие материалы:

1) образец обуви – 1 шт.

2) свидетельство на товарный знак №274728, выданное правообладателю – ООО «М-ВБЛ» - на 1 листе.

 

Время проведения исследования:

Исследование начато 23 августа 2012 г. в 10 часов 30 минут. 

Исследование окончено 29 августа 2012 г. в 16 часов 30 минут.

Место проведения исследования: помещение Центра правовых исследований и развития законодательства: г.Москва,  Пестовский пер., д. 16, стр. 2.

Сведения о научно-исследовательском (экспертном) учреждении: автономная некоммерческая организация "Центр правовых исследований и развития законодательства" зарегистрирована 23 сентября 1999г. Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации выдано Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве 22 декабря 2009 г. Учётный номер 7714052820, ОГРН 1037739115556.

Для подготовки правового заключения перед специалистами поставлены вопросы:

1. Является ли объемное обозначение, используемое на предоставленном для исследования образце обуви, тождественным или сходным до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам №№ 426376 и 730835.

2. Возможно ли смешение производителя предоставленного для исследования образца обуви с правообладателями товарных знаков по свидетельствам №№ 426376 и 730835.

Исследовательская часть.

 

Как следует из обращения ООО «Компания С.А.И.» (Далее – «Компания»), представитель компании «Адидас АГ» обратился к Компании с претензией о том, что она хранит, предлагает к продаже и продает обувь с нанесенным на неё обозначением,  сходным до степени смешения с товарными знаками №426 376 и №730 835, правообладателем которых является компания “Адидас АГ”, что является нарушением её исключительных прав.

В соответствии со свидетельством на товарный знак №274728, выданным правообладателю – ООО «М-ВБЛ» (129515, Москва, ул.Академика Королёва, д.13, стр.1), ему принадлежит право на изобразительный товарный знак в виде геометрической фигуры зигзагообразной формы и букв: «WBL». Лицензиатом данного товарного знака является общество с ограниченной ответственностью «Дитоп» (125047, Москва, ул.4-я Тверская-Ямская, д.2/11).

Предоставленный для исследования образец продукции (Далее – Исследуемый образец) – спортивный полуботинок, изготовленный из плотного синтетического материала чёрного цвета на белой резиновой подошве, декорирован с каждой стороны четырьмя полосами белого цвета и одной полосой  белого цвета вдоль верхней кромки ботинка. На язычке  ботинка белым цветом нанесён товарный знак  №274728 в виде геометрической фигуры зигзагообразной формы и букв: «WBL», кроме того, элемент данного товарного знака в виде геометрической фигуры зигзагообразной формы нанесён в пяточной зоне ботинка чёрным цветом на белой полосе, окаймляющей верхнюю кромку ботинка. К подошве ботинка прикреплен пластиковый пакет, внутри которого находится бумажный ярлык с указанием артикула: WW53106А.

 

Мотивировочная часть.

В соответствии с пунктом 2.2 «Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания», утвержденным приказом Роспатента от 05.03.2003 года №232 (далее - Правила), в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы «словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации». В этом же пункте указано, что к изобразительным обозначениям относятся в том числе «композиции линий, пятен, фигур на плоскости», а к объемным обозначениям относятся «трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур».

Товарные знаки №№ 426376 и 730835, зарегистрированные по 25 классу Международной классификации товаров и услуг (обувь спортивная в том числе), представляют собой композицию линий на плоскости и в соответствии с классификацией пункта 2.2 Правил относятся к изобразительным обозначениям.

Изображение на Исследуемом образце представляет собой трехмерный объект и в соответствии с классификацией того же пункта Правил относится к объемному обозначению.

Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:

-внешняя форма;

-наличие или отсутствие симметрии;

-смысловое значение;

-вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное и т. д.);

-сочетание цветов и тонов.

Перечисленные признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

В товарных знаках №№ 42б37б и 730835 охрана не предоставлена контуру спортивной обуви, так как согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 1483 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается регистрация обозначений представляющих собой форму товара. Такое обозначение может быть включено в состав товарного знака как неохраноспособное обозначение, если оно не занимает доминирующего положения. Именно с такой оговоркой и зарегистрирован товарный знак №730835 (смотри пункт 571 «Описание знака» в регистрационной записи к данному знаку). В этом же пункте 571 указано, что товарный знак представляет собой три контрастные полосы наряду с неохраноспособным контуром обуви. Эти три параллельные полосы под наклоном располагаются от верха обувного контура до подошвы. Такая регистрация предоставляет охрану только трем параллельным полосам в контуре одной из боковых сторон спортивной обуви и именно в таком виде использование товарного знака является правомерным.

Согласно требованиям пункта 2.2 Правил эти регистрации относятся к изобразительным обозначениям, так как представляют собой композицию трех параллельных полос размещенных в контуре спортивной обуви на плоскости.

На Исследуемом образце размещены 9 декоративных полос, товарный знак №274728, зарегистрированный по 25 классу Международного классификатора товаров и услуг (обувь в том числе), а также элемент этого товарного знака. Две группы, состоящие из четырех параллельных полос с каждой стороны обуви «стянуты» по верхнему контуру обуви девятой полосой неправильной формы придающей всей композиции из девяти полос законченный вид. На верхней части язычка обуви размещен товарный знак №274728, представляющий собой композицию, состоящую из изобразительной части в виде геометрической фигуры зигзагообразной формы и трех латинских букв «WBL», а на верхней части пятки обуви имеется изобразительный элемент упомянутого товарного знака.

Трехмерная композиция из девяти полос не обладает сильной различительной способностью, так как при конструировании обуви полосы используются, как правило, в качестве элементов декора. По этой причине был аннулирован товарный знак компании «Адидас», представляющий собой три параллельные полосы без контура обуви, решением Комитета по делам изобретений и открытий СССР в конце восьмидесятых годов прошлого столетия как не обладающий различительной способностью.

Таким образом, все перечисленные элементы (девять декоративных полос, товарный знак №274728 и его изобразительный компонент) размещены в трехмерном пространстве на поверхности Исследуемого образца обуви. Такое большое количество полос, не обладающих различительной способностью, воспринимаются как декоративные элементы, а не как товарный знак. Товарный знак №274728 размещенный в двух местах спортивной обуви определяет восприятие всего объемного обозначения за счет сильной различительной способности, так как оригинальное выполнение изобразительной части, буквенное содержание и места расположения на товаре этого товарного знака не позволяют воспринимать его в качестве элементов тривиального линейного декора.

В товарных знаках №№ 42б37б и 730835 охраняемым элементом являются три параллельные полосы на контрастном фоне, однако данные товарные знаки, зарегистрированные в виде контура обуви с тремя полосами не воспроизводятся в декоративном оформлении Исследуемого образца обуви. Общим для сравниваемых обозначений являются место расположения охраняемого элемента товарных знаков №№ 42б37б и 730835 и восьми параллельных полос на Исследуемом образце обуви, а также их контрастное цветовое оформление.

Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №3691/06 18 июля 2006 г. в ходе сопоставления товарных знаков с точки зрения их графического и визуального сходства следует учитывать правило, согласно которому вывод о сходстве обозначений делается на основе восприятия не отдельных элементов, а товарных знаков в целом (общего впечатления). Угроза смешения зависит, во-первых, от различительной способности знака с более ранним приоритетом, во-вторых, от сходства противопоставляемых знаков, в-третьих, от оценки однородности обозначенных товарными знаками товаров и услуг.

Учитывая слабую различительную способность многополосных обозначений для обуви, идентификация производителя определяется при данном сравнительном анализе в основном за счет присутствия на Исследуемом образце обуви товарного знака №274728, а также его элемента, которыми в соответствии с лицензионным договором пользуется 000 «Дитоп». Кроме того, значительное отличие по количеству полос на Исследумом экземпляре обуви от охраняемого элемента товарных знаков №№ 42б37б и 730835 состоящих из трех полос, не позволяет говорить о сходстве противопоставляемых обозначений.

Таким образом, сравнивая трехмерное обозначение на Исследуемом образце обуви c частью (три полосы) плоскостных обозначений товарных знаков №№ 42б37б и 730835 состоящих из трех полос размещенных в контуре спортивной обуви можно сделать следующее заключение.

Выводы:

 

1) сравниваемые обозначения не тождествены и не сходны до степени смешения;

2) возможность смешения производителей исключена, так как доминирующие элементы сравниваемых обозначений (три полосы на плоскости и комбинированное обозначение с товарным знаком № 274728) позволяют легко идентифицировать производителя.

 

 

Специалист                                      подпись                                       Апарина Т.В.

 

 

Специалист                                      подпись                                       Клейман А.М.

 

 

 

Подпись специалистов удостоверяю:

 

Директор Центра                               подпись                                       Алейник С.А.

мп

 

29 августа 2012 г.

 

 





L 2005 АНО "Центр правовых исследований и развития законодательства"
All Rights Reserved E-mail: mail@centrlaw.ru
Все права защищены ©
Сайт создан компанией Big Apple