Телефоны в Москве: (495) 928 6863; (495) 648 6958; (495) 287 4552
 
Публикации    Наши заказчики    Отзывы    Контакты    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Совет Федерации
Кадастра
Роспатент Российский гуманитарный научный фонд

Правовое заключение по запросу КБ


КБ «Московский городской банк»

Конкурсному управляющему

г-ну Дедюеву Н.И.

 

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

На Ваш запрос от 21.02.2000г. № 039 о разъяснении действующего законодательства о банкротстве по вопросам о сроках действия и объеме полномочий конкурсного управляющего в процессе конкурсного производства по ликвидации предприятия Должника отвечаем следующее.

Вопросы банкротства кредитных организаций в настоящее время регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее - закон о несостоятельности кредитных организаций) от 25.02.1999г. (в редакции ФЗ от 02.01.2000г. № 6-ФЗ). Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные указанным законом, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998г. (далее - закон о несостоятельности) и нормативными актами Центрального Банка России в случаях, когда это прямо предусмотрено законом о несостоятельности кредитных организаций.

1. Пункт 1 ст. 119 закона о несостоятельности устанавливает, что после рассмотрения отчета Конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Пункт 2 ст. 119 закона о несостоятельности выделяет одну из обязанностей Конкурсного управляющего — представление определения о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

В пункте 4 ст. 119 закона о несостоятельности в свою очередь определяется, что конкурсное производство считается завершенным, должник ликвидированным и полномочия Конкурсного управляющего прекращенными с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Действительно, в данном случае мы имеем дело с некоторой нечеткостью формулировок законодательства.

Однако, по совокупному толкованию норм ст. 119 закона о несостоятельности и корреспондирующих с ними норм ст. 48 закона о несостоятельности кредитных организаций можно сделать вывод, что законодатель рассматривает завершение конкурсного производства как процесс длящийся во времени.

Процесс завершения конкурсного производства кредитной организации начинается в момент вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства и заканчивается внесением в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации и, соответственно, прекращаются полномочия конкурсного управляющего в этот момент, но никак не ранее.

О моментах прекращения полномочий Конкурсного управляющего и завершении процедуры конкурсного производства закон о несостоятельности кредитных организаций ничего не говорит и не случайно. Поскольку пункт 5 ст.48 этого закона предусматривает, что именно с этого времени начинается передача в Архивный фонд Российской Федерации документов ликвидированного должника в порядке и соответствии с перечнем, который утверждаются государственным органом, осуществляющим государственную политику в области архивного дела, и Центральным Банком России.

Продолжение полномочий Конкурсного управляющего должника – кредитной организации после внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций Центрального Банка России записи о ее ликвидации обусловлено тем, что кредитные организации, как и все остальные предприятия, независимо от организационно-правовой формы и вида   деятельности зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц и, поэтому не случайно, пункт 4 ст. 119 закона о несостоятельности предусматривает прекращение полномочий Конкурсного управляющего только с момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц.

Это означает, что после завершения процесса конкурсного производства в отношении должника, как кредитной организации, продолжается процесс ликвидации должника как юридического лица.

По общему правилу ст.63 Гражданского Кодекса Российской Федерации, устанавливающий порядок ликвидации юридического лица, в том числе и кредитных организаций, предусматривается, что ликвидация юридического лица считается завершенной, и юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Принимая во внимание, что признание должника несостоятельным, является одной из форм ликвидации юридического лица, можно сделать вывод, что полномочия руководителя организации должника прекращается не ранее ликвидации должника как юридического лица.

 

2. Полномочия Конкурсного управляющего определены в ст. 101 закона о несостоятельности и ст. 48 закона о несостоятельности кредитных организаций. Они включают в себя: проведение инвентаризации и оценки имущества должника; принятие мер по обеспечению его сохранности; анализ финансового состояния должника; предъявление к дебиторам должника требований о взыскании задолженностей; заявление возражений по предъявленным к должнику требованиям; заявление отказов от исполнения договоров должника; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника; исполняет функции, направленные на ликвидацию должника и обладает другими полномочиями, предусмотренными действующим законодательством о банкротстве, а также гражданским, трудовым и другими отраслями законодательства, регулирующими деятельность Конкурсного управляющего как руководителя кредитной организации в рамках работы по ее ликвидации.

Действующее законодательство не содержит норм, определяющих возможность ограничения полномочий Конкурсного управляющего после вынесения решения судом определения о завершении конкурсного производства.

Таким образом, как уже отмечалось, представление определения о завершении конкурсного производства в Центральный Банк России является еще одной из функций конкурсного управляющего в дополнение к вышеназванным, которую он должен осуществлять в процессе завершения конкурсного производства.

Конкурсный управляющий исполняет в этот период все функции, связанные с ликвидацией кредитной организации и вправе реализовывать все полномочия, предоставленные ему действующим законодательством, в полном объеме, если иное не установлено законом или соответствующим решением суда. Это подтверждается также Указанием ЦБ РФ от 11.11.1998 г. № 408-У.

 

3. На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 4 ст. 119 закона о несостоятельности можно сделать вывод о том, что Конкурсный управляющий не имеет права самоустраниться от исполнения своих обязанностей после вынесения арбитражным судом решения о завершении конкурсного производства и сохраняет установленный законом о несостоятельности полномочия до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей в период завершения конкурсного производства Конкурсный управляющий несет ответственность в соответствии со ст. 21 закона о несостоятельности и ст. 45 закона о несостоятельности кредитных организаций, предусматривающей, в частности, возможность аннулирования выданного ему квалификационного аттестата Центрального Банка России и в отдельных случаях - отзыв лицензии арбитражного управляющего.

 

д.ю.н. Соколова Н.С.

 

 

 





L 2005 АНО "Центр правовых исследований и развития законодательства"
All Rights Reserved E-mail: mail@centrlaw.ru
Все права защищены ©
Сайт создан компанией Big Apple