Правовой мониторинг
Правовой мониторинг — юридическое исследование и анализ результатов нормотворческой (законопроектной) деятельности, качества нормативных правовых актов, и эффективности их практического действия, реализации.

К основным целям правового мониторинга относятся: оценка эффективности функционирования правовой системы; систематизация действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
- правотворческой деятельности по законодательному обеспечению государственной политики;
- подзаконного правотворчества;
- правоприменительной деятельности;
- осуществления правосудия.
В качестве объектов правового мониторинга могут выступать: нормативный правовой акт или его структурная часть; отдельные статьи нормативного правового акта; комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественных отношений; а также отношения, связанные с реализацией нормативных правовых актов.
Методология правового мониторинга представляет собой совокупность способов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффективную организацию деятельность субъектов мониторинга по осуществлению инвентаризации, прогноза, по оценке эффективности и действенности нормативных правовых актов и правоприменительной практики. Важнейшими методами правового мониторинга являются наблюдение, анализ, синтез и оценка полученных сведений.
Этапы проведения правового мониторинга:
- определение и конкретизация цели мониторинга, выбор его вида. В зависимости от цели и вида мониторинга корректируется методология его проведения.
Определение объекта мониторинга с учетом конкретизации его цели. На этой стадии необходимо собрать весь нормативный массив, касающийся выбранного объекта правового мониторинга, включая подзаконные и ведомственные акты, а также региональные нормативные правовые акты. Здесь важное значение имеет информация о правоприменительной практике (включая статистическую) в сфере, которая определена в качестве объекта мониторинга, а также социологическая информация, основывающаяся на результатах социологических исследований и иллюстрирующая общественное мнение и уровень правового сознания; - определение круга субъектов мониторинга, их полномочий и ответственности по проведению мониторинга; определение круга должностных лиц, ответственных за его проведение;
- разработка программы и плана проведения мониторинга;
- непосредственные мониторинговые наблюдения, их анализ и оценка;
- итог мониторинга включает в себя подготовку документа (правового заключения) по результатам его проведения.
Два основных критерия правового мониторинга – обеспечение удовлетворения с помощью права общественных потребностей, социальных интересов, прав и законных интересов граждан и обеспечение собственно юридического качества действия правовых принципов и норм. Критерии измеряются с помощью показателей, разные значения которых дают картину реальной правовой жизни.
В роли субъектов правового мониторинга могут выступать конституционные субъекты:
- Президент РФ;
- Правительство РФ и органы исполнительной власти РФ;
- Федеральное Собрание Российской Федерации;
- Счетная палата РФ;
- Органы судебной власти РФ;
- Органы Прокуратуры РФ;
- Органы государственной власти субъектов РФ;
- Органы местного самоуправления;
- Управомоченный по правам человека в РФ и институционные субъекты:
- институты гражданского общества;
- экспертные советы при высших органах государственной власти;
- научные организации и объединения;
- корпоративные объединения;
- правозащитные и экологические организации;
- политические партии.
Центр правовых исследований и развития законодательства неоднократно получал гранты Фонда «Евразия» за перспективные научные исследования (1999, 2000 и 2003 годы).
С 1998 года Центр получает гранты Российского гуманитарного научного фонда Правительства Российской Федерации за подготовку и опубликование монографий.
