Правовой мониторинг

Правовой мониторинг — юридическое исследование и анализ результатов нормотворческой (законопроектной) деятельности,  качества нормативных правовых актов, и эффективности их практического действия, реализации.

 

Иконка. Читатель. Центр правовых исследований и развития законодательства

К основным целям правового мониторинга относятся: оценка эффективности функционирования правовой системы; систематизация действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Конечной целью правового мониторинга является создание эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов – нормативных правовых актов, — отражающего общественные потребности на следующих стадиях:
  • правотворческой деятельности по законодательному обеспечению государственной политики;
  • подзаконного правотворчества;
  • правоприменительной деятельности;
  • осуществления правосудия.

В качестве объектов правового мониторинга могут выступать: нормативный правовой акт или его структурная часть; отдельные статьи нормативного правового акта; комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественных отношений; а также отношения, связанные с реализацией нормативных правовых актов.

Методология правового мониторинга представляет собой совокупность способов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффективную организацию деятельность субъектов мониторинга по осуществлению инвентаризации, прогноза, по оценке эффективности и действенности нормативных правовых актов и правоприменительной практики. Важнейшими методами правового мониторинга являются наблюдение, анализ, синтез и оценка полученных сведений.

Этапы проведения  правового мониторинга:

  • определение и конкретизация цели мониторинга, выбор его вида. В зависимости от цели и вида мониторинга корректируется методология его проведения.
    Определение объекта мониторинга с учетом конкретизации его цели. На этой стадии необходимо собрать весь нормативный массив, касающийся выбранного объекта правового мониторинга, включая подзаконные и ведомственные акты, а также региональные нормативные правовые акты. Здесь важное значение имеет информация о правоприменительной практике (включая статистическую) в сфере, которая определена в качестве объекта мониторинга, а также социологическая информация, основывающаяся на результатах социологических исследований и иллюстрирующая общественное мнение и уровень правового сознания;
  • определение круга субъектов мониторинга, их полномочий и ответственности по проведению мониторинга; определение круга должностных лиц, ответственных за его проведение;
  • разработка программы и плана проведения мониторинга;
  • непосредственные мониторинговые наблюдения, их анализ и оценка;
  • итог мониторинга включает в себя подготовку документа (правового заключения) по результатам его проведения.

 

Два основных критерия правового мониторинга – обеспечение удовлетворения с помощью права общественных потребностей, социальных интересов, прав и законных интересов граждан и обеспечение собственно юридического качества действия правовых принципов и норм. Критерии измеряются с помощью показателей, разные значения которых дают картину реальной правовой жизни.

В роли субъектов правового мониторинга могут выступать конституционные субъекты:

  • Президент РФ;
  • Правительство РФ и органы исполнительной власти РФ;
  • Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Счетная палата РФ;
  • Органы судебной власти РФ;
  • Органы Прокуратуры РФ;
  • Органы государственной власти субъектов РФ;
  • Органы местного самоуправления;
  • Управомоченный по правам человека в РФ и институционные субъекты:
  • институты гражданского общества;
  • экспертные советы при высших органах государственной власти;
  • научные организации и объединения;
  • корпоративные объединения;
  • правозащитные и экологические организации;
  • политические партии.

Центр правовых исследований и развития законодательства неоднократно получал гранты Фонда «Евразия» за перспективные научные исследования (1999, 2000 и 2003 годы).

С 1998 года Центр получает гранты Российского гуманитарного научного фонда Правительства Российской Федерации за  подготовку и опубликование монографий.

Российский гуманитарный научный фонд