Законопроектные работы
Основным направлением деятельности Центра является реализация программ по подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации, а также экспертиза законопроектов в целях повышения эффективности и качества федерального и регионального законодательства.
Проблемы, возникающие в законотворческом процессе многообразны. Планирование законопроектной работы, как правило, сопряжено с рядом трудностей, среди которых: отсутствие или слабость научных концепций законопроектов, а также недостаточное научное обеспечение планирования.
В современном российском законотворчестве слабо выражено научное предвидение, культура постановки целей и объективная оценка достигнутых результатов. Недооценка идейной, концептуальной основы законотворчества приводит к тому, что законотворческая деятельность заполняется слабо подготовленными «законодательными экспромтами», формирование правовой базы гражданского общества затягивается, люди не видят конкретных результатов законодательной деятельности, на которые они вправе рассчитывать.
Законопроектные работы представляют собой сложный организационный процесс. Они предполагают четкую систематизированность и грамотную организацию работ на всех этапах подготовки законопроекта. Здесь и выявление общественной потребности в законодательном регулировании, и выбор формы законодательного акта, и информационное обеспечение и расчет последствий действия закона, а также этапы разработки, обсуждения и многочисленных согласований.
Основные этапы законопроектных работ:
- Формирование идеи (концепции) законопроекта
- Создание рабочей группы
- Работа над текстом законопроекта
- Экспертиза подготовленного законопроекта
- Подготовка сопроводительных документов
Привлечение к законотворческим работам высококвалифицированных юристов поможет разрешить многие из перечисленных проблем. Специалисты Центра регулярно принимают участие в деятельности рабочих групп, комитетов палат Федерального Собрания, Министерства юстиции Российской Федерации, других государственных ведомств по подготовке нормативных актов различного уровня.
Сотрудничество в области законотворчества с органами государственной власти Республики Дагестан, Республики Карелия, Ханты-Мансийского АО-Югры, Архангельской обл., Мурманской обл., Иркутской обл. и др. регионов России позволило разработать специальную методику учета особенностей социально-экономического развития и определения потребности правового регулирования тех или иных общественных отношений в субъекте Российской Федерации.
Законопроектные работы, выполняемые Центром:
- разработка концепций законопроекта,
- подготовка пояснительных записок,
- финансово-экономических (социально-экономических) обоснований законопроектов,
- оформление сопроводительной документации,
- разработка проектов федеральных законов и законов субъекта РФ,
- проектов постановлений органов государственной власти,
- разработка нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Экспертные работы:
- экспертиза федеральных законов и законопроектов, законопроектов и законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
- экспертиза проектов постановлений и постановлений органов государственной власти,
- нормативных правовых актов, актов контрольных мероприятий,
- анализ общественно значимых явлений и ситуаций в общественно-политической и хозяйственной жизни субъектов РФ в целях подготовки законопроектов.

Царёв Алексей Юрьевич
Ведущий специалист Центра в области законопроектных работ и экспертизы проектов нормативных правовых актов. Кандидат юридических наук.
Финансирование законопроектных и экспертных работ, выполняемых по заказам органов государственной власти, осуществляется в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» за счет бюджетных средств, предусмотренных в бюджетах субъектов федерации на функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти.
Финансирование законопроектных и экспертных работ осуществляется на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых уполномоченным органом Заказчика с Центром. Содержание договора на выполнение законопроектной/экспертной работы определяется главой 38 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оплата работы или ее этапов производится Заказчиком на основании актов сдачи-приемки работ.
Правовые основы законопроектной деятельности
- Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.98 N 604 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2000 N 760);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2000 N 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 N 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»;
- Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, утвержденноое постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02 2000 N 93;
- Положение о полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 N 94;
- Правила подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009;
- Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726;
- Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные приказом Минюста России от 14.07.99 N 217;
- Методические правила по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, утвержденные приказом Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 11.01.2001 N 351;
- Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная приказом Росархива от 27.11.2000 N 68, а также в соответствии с иными требованиями Правительства Российской Федерации.
Законопроектная работа федеральных органов власти
Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов осуществляется на основании планов (текущих, перспективных) законопроектной и нормативно-правовой работы федерального органа государственной власти РФ, а также в соответствии с поручениями руководства данного органа.
Разработка концепций законопроектов и проектов технических заданий осуществляется структурными подразделениями центрального аппарата органа — инициаторами разработки законопроектов и согласовываются с профильным (юридическим) подразделением.
Подготовленные разработчиками тексты законопроектов с необходимыми материалами к ним (пояснительными записками, финансово-экономическими (социально-экономическими) обоснованиями и др.) представляются структурным подразделениям органа государственной власти — заказчикам работ.
Направление в Минюст России согласованных текстов законопроектов и прилагаемых к ним материалов на заключение о соответствии законопроектов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, правилам юридической техники обеспечивается соответствующим подразделением органа государственной власти.
После получения положительного заключения Минюста России на законопроекты, последние направляются в Правительство Российской Федерации с приложением пояснительных записок, финансово-экономических обоснований, проектов распоряжений Правительства Российской Федерации о внесении законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектная работа в субъектах РФ
Этапы законопроектной работы:
- прогнозирование законопроектной деятельности;
- формирование программы законопроектных работ администрации области на очередной год и рассмотрение ее на комиссии по законопроектным работам администрации области;
- разработка проектов законов;
- внесение проектов законов в законодательный орган субъекта РФ.
Прогнозирование законопроектной деятельности — основанная на применении специальных научных методов и средств деятельность с целью получения данных об основных тенденциях развития нормативной правовой системы области, в том числе о будущем ее состоянии, а также о последствиях принятия отдельных нормативных правовых актов.
Программа законопроектных работ исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на очередной год (далее — программа) представляет собой перечень проектов законов, подготовка которых в законодательный орган государственной власти субъекта РФ в порядке законодательной инициативы планируется в очередном году.
Методические материалы
Экспертная деятельность центра
Правовая экспертиза законопроектов (далее — экспертиза) проводится в целях прогнозирования и планирования законопроектной деятельности, выявления возможных негативных финансово-экономических, социально-политических, правовых и других последствий принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также для выявления противоречий законов и проектов законов или их отдельных положений Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, федеральным законам.
Новости законотворчества

28 сентября 2012 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ устанавливается в размере 5205 рублей в месяц (увеличение на 12,9%). Таким образом, будет сохранена позитивная динамика соотношения между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Инициатор: Правительство РФ
26 сентября 2012 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний».
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определив, что по уголовным делам, предусмотренным статьей 243.1 (преступления небольшой и средней тяжести) производится предварительное следствие следователями органов внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в абзац первый части 1 статьи 3.5 и статью 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
— в части 1 статьи 3.5 предусматривается возможность применения к гражданам и должностным лицам административного штрафа за административные правонарушения по статье 5.26 в повышенном размере.
— за административное правонарушение установленное частью 1 статьи 5.26 увеличивается административная ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, для должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
— частью 2 статьи 5.26 вводится новый состав административного правонарушения: осквернение религиозной и/или богослужебной литературы, знаков и/или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порча, за совершение которого устанавливается административная ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
Инициаторы: Член Совета Федерации Б.И.Шпигель; Депутаты Государственной Думы А.Ю.Воробьев, С.В.Железняк, С.А.Попов, В.В.Жириновский, Я.Е.Нилов, Н.В.Левичев, Е.Б.Мизулина, З.Я.Рахматуллина, С.А.Гаврилов, С.П.Обухов
25 сентября 2012 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и признании утратившим силу подпункта «ж» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», устанавливающих право работодателей или заказчиков работ (услуг) представлять в ФМС России и ее территориальные органы ходатайства о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов, заявления о продлении срока действия выданных этим специалистам разрешений на работу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Работодатели и заказчики работ (услуг) смогут также направлять в указанные органы в форме электронного документа уведомления об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) и расторжении заключенных с высококвалифицированными специалистами трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), о предоставлении данным работникам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Законопроектом предусматривается установление нормы, в соответствии с которой работодатели и судовладельцы смогут представлять в электронной форме документы, необходимые для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов. При этом предлагается введение данной нормы в силу с 1 января 2013 г.
Законопроектом предлагается освободить от получения разрешения на работу иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, поскольку согласно положениям статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» данную категорию иностранных граждан нельзя отнести к иностранным работникам.
В настоящее время иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации и осуществляющие трудовую деятельность, получают разрешительные документы с учетом квоты на выдачу разрешений на временное проживание и квоты на выдачу разрешений на работу. Данный порядок представляется избыточным административным барьером и затрудняет процесс интеграции указанной категории иностранных граждан в российское общество.
В то же время на иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, распространяются обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Законопроект направлен на реализацию положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (№ Пр-1490 от 8 июня 2012 г.) в части создания условий, направленных на упрощение процедур, связанных с получением разрешительных документов на привлечение и использование иностранных работников, в первую очередь, высококвалифицированных иностранных специалистов.
Инициатор: Правительство РФ